Минюст разъяснил порядок применения закона об иноагентах
Иностранным агентом может быть признан любой человек, который распространяет информационные материалы СМИ-иноагентов, а также получают деньги или «иное имущество» от иностранных государств
Министерство юстиции России разработало порядок применения к СМИ и физическим лицам закона об иностранных агентах, а также порядок формирования и ведения единого реестра иностранных СМИ, выполняющих функции иноагентов.
Иноагенты, и лица, выполняющие их функции обязаны предоставлять в Минюст ежегодный аудит финансовой отчетности и иные документы о расходовании денег и имущества, поступившие из зарубежных источников. Такой же пакет документов нужно размещать в сети Интернет раз в полгода.
Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагентов, будет вести Минюст. Напомним, издатели с 2016 года обязаны ежеквартально сообщать Роскомнадзору об иностранном финансировании по закону «О СМИ» (речь о суммах более 15 тыс. руб.)
В декабре 2019 года президент РФ подписал закон, позволяющий признавать «иностранными агентами» физических лиц, распространяющих сообщения в «СМИ-иноагентах» или участвующих в их создании. Тогда же Путин подписан закон о штрафах для СМИ-иноагентов.
В соответствии с ним за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством требований, будет грозить штраф: для граждан — в размере 10 тысяч рублей, для должностных лиц — 50 тысяч рублей, для юридических лиц — 500 тысяч.
За грубое нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, максимальный штраф будет достигать 5 миллионов рублей.
28 ноября 2019 года правозащитники, деятели культуры, ученые и журналисты написали открытое письмо, в котором призвали Президента России Владимира Путина не подписывать закон, о признании физлиц иностранными агентами.
Они назвали данный закон «абсурдным и антиконституционным». Он посягает на базовые конституционные права, при этом оспорить его применение в суде будет почти невозможно, говорилось в обращении. Мы пообщались с одним из авторов открытого письма.